ГДЗ
» » Сочинение на тему "От Манилова до Плюшкина"

ГДЗ Сочинение на тему "От Манилова до Плюшкина" (Ответы)

«Оставь надежды всяк сюда входящий»

Кажется, все и так знают, что Гоголь — великий писатель, а «Мертвые души» (1842) - нетленная классика, так что нет смысла повторять это еще один раз. Поэтому, начну без долгих и ненужных предисловий. Пишу я про помещиков, и про то, почему они, как мне кажется, поставлены автором в порядке возрастания отвращения к ним. Если бы не одно «но». Но этого «но» мы коснемся немного позже.

Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания. 

«Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»

О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.

Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно - «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.

Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о прошлом, которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.

Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.

На следующий день Чичиков обедает у нее и предлагает ей купить мертвых душ. Тут то она и проявляет свою колоссальную бездумность и торгашескую натуру. Коробочка даже не задумывается над безнравственностью поступка, заботясь лишь о том, чтобы не продешевить. В конечном итоге Павел Иванович напрягает все свое искусство и все-таки заставляет Коробочку купить мертвых душ по средней цене. Тем не менее, Коробочка после этого пытается продать ему продукты своего хозяйства. Но тщетно. Чичикову от помещиков нужно только одно и он не желает находиться в их обществе после того, как это получит. Гоголь преподносит нам Настасью Петровну, как символ глупости и бренности. «Духовная смерть через глупость и торгашество». 

Если смотреть на Настасью Петровну с другой стороны, то мы увидим, что ее «хозяйственность» и торгашество все же неприятны нам меньше, чем полнейшая пустота Манилова и его грез. Она, как ни крути «живее» Манилова. Также в поэме говорится о прошлом Коробочки. Несмотря на то, что Коробочка занимает низкую ступень в иерархии помещиков, она все же способна к изменению. По крайней мере, больше предыдущего помещика.

Исторический человек - Ноздрев. В конечном итоге именно он портит Чичикову все пребывание в городе NN. Но обо всем по порядку. Павел Иванович встречает Ноздрева в трактире вместе с его товарищем. Тот сразу же, повинуясь какой то «юркости и бойкости характера» сразу же приглашает его к себе во владения. Тут нас уже поджидают нелепости. Например, граница, не разделяющая ничего. Разбросанные повсюду сабли и ружья. Нелепые песни и полная, полнейшая неразбериха, царящая в голове (а значит и в имении) у Ноздрева. Но Ноздрев не так прост, как мы поначалу думаем. За обедом он подливает Чичикову, а сам не пьет. Он, как заядлый картежник и плут знает, что легче провести пьяного человека, чем трезвого. Услышав предложение Чичикова о мертвых душах, он единственный интересуется, зачем они ему, не поверив лжи главного героя. Затем следует торг Ноздрева и Павла Ивановича. Торг абсолютно нелепый и бессмысленный, который, разумеется, заканчивается ничем. Чичиков отправляется спать, а Ноздрев приказывает не кормить его лошадей сеном. На следующий день Ноздрев вновь предлагает ему сыграть на души в карты, но получив отказ, заговаривает об шашки. Главный герой рассуждает, что в шашках отсутствует элемент удачи и соглашается на предложение. Но тут Ноздрев начинает плутовать и если бы не подоспевший офицер, все бы закончилось очень печально. Чичиков, проклиная себя и Ноздрева, уезжает. Итак. Ноздрев - «духовная смерть через бесцельность существования и лживость»

Но, тем не менее, нужно признать, что Ноздрев — невероятно живой человек. Гоголь постоянно подчеркивает это. И это очень важно. Ведь такой человек способен к добродетели и созиданию, если его энергию направить в нужное русло. По сравнению с Коробочкой и Маниловым он нам нравится гораздо больше, даже, несмотря на все те глупости, что он делает и неприятности, что доставляет окружающим.

Описание Собакевича предваряет описание его имения. Оно изобилует такими эпитетами как «крепко», «прочно», «плотно». Таков же и сам Собакевич. "Он был похож на средней величины медведя". 

Таков же и его обед 

«У меня, когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»

Услышав предложение Чичикова, он сразу стал торговаться. Наконец уступив ему души, он распрощался с ним, довольный сделкой, смекнув, что если Чичиков заинтересован такой покупкой, то это ему, зачем то надо. А зачем - не его дело. Собакевич символизирует «духовную смерть через жадность»

Анализируя Собакевича с противоположной точки зрения, мы сразу же замечаем, что в нем есть какое-то русское «богатырство» (прошу вас, Марина Борисовна, простить новое слово). Это какая-то широта души, которая во всех его поступках и описаниях. 

«Прореха на человечестве»- Степан Плюшкин. Это совершенно особенный помещик. Его страсть маниакальна, доведена до последней, нечеловеческой черты. Все, включая расписание его имения ( а вернее того, что от него осталось), его внешнего вида, его самого и даже его слуг говорит о его поражающей воображение скупости. Он вызывает у нас и у Гоголя худшие ощущения. Плюшкин - «духовная смерть через нечеловеческую, болезненную скупость»

Теперь же постараемся забыть все то, что я сказал ранее. Или отложить в сторонку. И попытаемся воспринять иную точку зрения по поводу Плюшкина. Нужно отметить, что в его описании присутствуют две важные детали, раскрывающие его личность. Первая: дано почти полное описание его жизни, перемен, приведших к нынешнему образу жизни. Это означает, что герой способен меняться и эволюционировать. А эволюция — не только прогресс, но и регресс. Вторая знаменательная деталь: в месте описания Плюшкина присутствуют две закрытые церкви. В других описаниях этого нет, и более того, быть не может. Не вяжутся образы предыдущих помещиков в той духовностью, которая присуща Гоголю. А вот образ Плюшкина, как раскаявшегося грешника был бы близок его творчеству. И у этого есть явные предпосылки. Таким образом, мы приходим к совершенно обратному первому выводу: Плюшкин, более других помещиков способен к духовному возрождению.

Вот мы и обсудили детально всех каждого из помещиков. Мы сделали это не просто так, а для того, чтобы понять символами чего они являются для нас и для Николая Васильевича. Теперь же, когда нам известна суть каждого из них, мы можем сделать одно предположение. Оно, с одной стороны может показаться достаточно очевидным, а с другой стороны — не так очевидно, каким кажется на первый взгляд. Как мне кажется, в произведении все помещики расположены в порядке возрастания неприятия их склонностей и презрения к ним со стороны читателя и автора. Если поначалу мы не испытывает особой ненависти к Манилову, хоть нам и не нравится его приторность и чрезмерная слащавость, то в самом конце, встретившись с Плюшкиным, мы презираем то, до какой низости может пасть некогда гордый человек. С каждым новым помещиком ненависть к его пороку, его образу мыслей и жизни все больше и больше нарастает. Но, как мы выяснили, помещиков можно с тем же успехом расположить помещиков по их способности к духовному возрождению. 

Если живут все люди по-разному, то мертвы они все точно одинаково. Различна лишь причина, приведшая к этому, в то время, как результат один и тот же. В этом и есть спорность вопроса. Но в этом также и прелесть «Мертвых душ». Каждый имеет право читать произведение по-своему. На то Николай Васильевич Гоголь и гений.